Памир — 1991
V к.с.
июль-август

ОТЧЕТ

о горном путешествии ПЯТОЙ категории сложности,
совершенном в районе Заалайского хребта
с 11 июля по 2 августа 1991 года

 

по маршруту

г.Ош - р.Минжар - пер.Минжар (2Б,5050) - л.Кузгун - пер.50 лет МАИ (2А,5300) - л. Минжар - пер.Татьяна (ЗА*,5600) - пер.Конституции (2Б*,5500) - пер.Дзержинского (ЗА,5700) - рад.выход на пик Дзержинского (6700) - пер.6Олет Октября (2Б,4900)- л.Ленина - пер.Путешественников (1А,4100) - МАЛ - г.Ош

 

Маршрутная книжка № 1/3 - 504

Руководитель группы — Антропов К.Л.

__________________________

МКК Московской Федерации Туризма

 

АННОТАЦИЯ

Главной целью похода являлось дальнейшее совершенствование спортивного мастерства участников и повышение их высотного опыта.

Маршрут проходил по перевалам Заалайского хребта и его северным и южным отрогам. На наш взгляд маршрут представляет определенный спортивный интерес: пройден нестандартным путем перевал Татьяна (ЗА*), совершен радиальный выход на пик Дзержинского (6700 м).

Отчет в соответствии с указаниями МКК содержит описание перевалов Минжар, Татьяна, Конституции в форме паспортов, т.к. по остальным перевалам имеется достаточно полная информация.

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Реальный график движения

Дата

День пути

Участок пути

Примечание

14.07

1

г.Ош - пос. Кашка-су

автомашина

15.07

2

пос. Кашка-су - р.Минжар
р.Минжар - левая (ор) морена л.Минжар

автомашина
пешком по тропе

16.07

3

подход под пер.Минжар (основание контрфорса) полудневка

по боковым выносным отложениям, движение "челноком" ок. 3-х ч ходу чистого времени с плавным набором высоты

17.07

4

рад. выход на пер. Песчаный (1Б, 4200), разведка пер.Минжар, Татьяна

 

18.07

5

пер.Минжар (2Б, 5050)

по осыпному ребру, ок. 12 час общего времени

19.07

6

полудневка, спуск с пер. Минжар - л.Кузгун

по пологому закрытому леднику, в связках, 4-5 часов ходу

20.07

7

пер, 50 лет МАИ (2А,5300) - л.Минжар

по пологому закрытому леднику, в связках

21.07

8

полудневка, подход под пер. Татьяна

очень плохая погода, движение по открытому леднику

22.07

9

Подъем по скальному контрфорсу пер. Татьяна в обход ледопада

по крутым снежникам и скалам средней сложности (крутизна ок.60 град), 7-8 веревок перил

23.07

10

подъем по ледовому "корыту" пер. Татьяна

движение в связках по пологому закрытому леднику (плохая погода, лавиноопасно)

24.07

11

Пер. Татьяна (ЗА*, 5600)

Подъем по пологому закрытому леднику. Спуск по снежному склону (8 веревок перил)

25.07

12

Подход под перевал Конституции

Движение по моренным выносам

26.07

13

Пер, Конституции (2Б*, 5500) - лед.Кузгун

Подъем по крутым снежным склонам (лавиноопасно) и по кулуару Спуск по пологому закрытому леднику в связках

27.07

14

Лед.Кузгун - лед. Красина. Полудневка

Движение по открытому леднику в связках

28.07

15

Полудневка
Подход под п.Дзержинского

Из-за усталости группы
По серединной морене

29.07

16

пер . Дзержинского (ЗА, 5700)

движение в связках по закрытому, сильно рваному леднику

30.07

17

рад. выход на пик Дзержинского (6700)

движение по снежным склонам с выходами осыпи и сильно разрушенных скал, есть отдельные трещины, средняя крутизна ок. 30 град предвершинный взлет фирновый, плотный, ок. 45 град, длинное ровное вытянутое снежное плато с крутыми краями, тур в правом дальнем углу

31.07

18

спуск с пер. Дзержинского

движение в связках по снежно-ледовому склону (под небольшим слоем снега - лед), в конце при выходе на ледник - 2 веревки перил

01.08

19

пер. 60 лет Октября (2Б,4900)

подъем по снежно-осыпному гребню, спуск в связках по закрытому пологому леднику (есть отдельные трещины)

02.08

20

пер. Путешественников (1А, 4100) - МАЛ

по тропе

Всего активным способом передвижения 163 км, 20 дней, из них 5 полудневок


Карта района

 

Подъезды и подходы 

Автомашину можно заказать на альпбазе "Алай" в г. Ош до нужного пункта (примерная стоимость 500-600 руб.). Заехать можно в ущелья Минжар, Коман, Ачиксу и т.д., а также в МАЛ. Мы ехали по Памирскому тракту из г.Ош через пос. Сары-таш и Кашка-су. У пос. Кашка-су свернули с тракта (влево), здесь развилка дорог. Левая ведет в МАЛ, а правая, траверсируя травянистые отроги и пересекая вброд несколько ручьев, приводит к р.Минжар. Дорога очень плохая. По дороге стоят чабанские юрты, где можно спросить дорогу. Видимо, в долины Минжар и Ачиксу лучше ехать не так, а по дороге, уходящей влево за пос. Дараут-Курган, но она начинается с брода через сильную реку.

Выезжала наша группа из МАЛа, что не представляет трудностей, но нужно учесть, что машины идут утром.

Примерный расчет времени при подъездах:

Участок

Время

Примечание

г.Ош - пос. Кашка-су

5 часов

 

пос. Кашка-су - р.Минжар

2 часа

очень плохая дорога, нужна машина повышенной проходимости

МАЛ - г.Ош

7 часов

на участке МАЛ-пос.Кашка-су плохая дорога, сильно развивается во время осадков

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Перевал Минжар

Характеристика

Описание

1

Категория сложности:

2

Высота:

5050 м

3

Перевал находится:

в Заалайском хребте между вершинами 5203 и 5443

4

Соединяет:

л.Минжар с л.Кузгун

5

Ориентация склонов:

запад-восток

6

Характер перевала:

снежно-осыпной

7

Описание:

дается от правобережного кармана (ор.) л.Минжар в его среднем течении до среднего течения л.Кузгун

Подъем на перевал из правобережного кармана морены л.Минжар в его среднем течении проходит по снежнику (рано утром в кошках), выводящему на снежно-осыпное ребро (фото 1,2). Далее до перевальной седловины путь подъема идет по этому ребру, его средняя крутизна 30 град. Подниматься лучше в кошках, так как встречаются участки, где тонкий слой камней лежит на льду. На ребре также встречаются небольшие выходы несложных скал. Около верхней четверти ребра дорогу преграждают светлые скалы, которые обходятся по снежнику слева по ходу. Дальнейшее движение по снегу. Немного не доходя до вершины которой оканчивается ребро у его соединения с основным хребтом, нужно свернуть чуть вправо по ходу на перевальную седловину. Перевальная седловина широкая, снежная, возможна ночевка (фото 3). Тур находится чуть выше перевала на скалах.
Так как у нас это был первый перевал, мы его проходили на пятый день похода, очень чувствовался недостаток высотной акклиматизации. Поэтому общее время подъема на перевал (от морены л.Минжар) составило 12 часов, что вынудило ночевать на перевальной седловине за снежным наддувом.
Спуск с перевала проходит по пологому закрытому леднику, в котором есть трещины (фото 4,5). Идем в связках. Примерно через 3 часа чистого ходового времени мы у л.Кузгун. У слияния ледников есть небольшие каменистые площадки рядом с водой, хорошо укрытые от ветра. Тепло, очень удобно для ночлега.

 

8. Заключение по перевалу:

на наш взгляд, категория сложности перевала завышена. Реально перевал в условиях прохождения соответствует 2А категории сложности. -Возможно, имеет смысл изменить его категорию до 2А* (при прохождении перевала практически отсутствуют участки, где необходимы перила или попеременная страховка; крутизна склонов практически не превышает 30 град);

при хорошей акклиматизации возможно прохождение перевала л.Минжар до л.Кузгун за один день.

Перевал Татьяна

Характеристика

Описание

1

Категория сложности:

ЗА*

2

Высота:

5600 м

3

Перевал находится:

в Заалайском хребте между вершинами 5722 и 5860

4

Соединяет:

л.Минжар и л.Чакманташ

5

Ориентация склонов:

восток - запад

6

Характер перевала:

скально-снежно-ледовый

7

Описание:

дается от верховьев л.Минжар до л.Чакманташ

Верхняя часть л.Минжар некрутая, покрыта каменным, чехлом. Поднимаемся по ней, оставляя справа два ледопада. Один - с безымянной седловины, другой - нижняя часть ледопада пер. Татьяна, Идем по телу ледника, ближе к его правому (ор.) борту, так как с ледопадов часто сыпет куски льда и камни. Останавливаемся на ночлег у верхнего окончания л.Минжар. Место ночевки нужно выбирать очень внимательно, т.к. ледопадная и лавинная опасность. Погода очень плохая: туман, мокрый снег, ветер.
Утро встретило хорошей погодой. Посоветовавшись, решаем все же идти, хотя есть сомнения. Начинаем подниматься в связках по закрытому снежно-ледовому склону, около 30 град. Траверсируя зону больших трещин вправо, идем по снежнику в "лоб", оставляя ледоопадоопасную зону справа по ходу. Далее - чуть влево по ходу по крутому (до 60 град) снежнику в "лоб" (фото).
Отсюда веревка вертикальных перил (40 м) по скалам и веревка наклонных перил по ледово-осыпному склону. Далее еще веревка вертикальных перил по скалам. Нужно отметить, что скалы хрупкие, часто обламываются, что сильно затрудняет лазание. Далее чуть влево по снежнику. Немного пройдя, снова вешаем перила и выходим на осыпной гребешок с выходами разрушенных скал. От его верхнего окончания идем по снежному склону в направлении большого черного камня, находящегося чуть влево по ходу, не доходя ледовой "балды". Погода испортилась: идет мокрый снег, ветер, упала видимость, где-то на нашем уровне по высоте идет гроза. От камня 3 веревки (по 40 м) наклонных перил по снежно-ледовому склону (под неглубоким снегом - слой льда). Выходим на верх скального ребра - горизонтальный осыпной гребень, соединяющийся с наклонным рваным ледовым склоном. В месте соединения гребня и ледового склона - два кулуара, по которым уходят вниз обломки льда, падающие с ледового склона, что делает этот гребень вполне безопасным для ночевки. Надо отметить, что это единственное безопасное для ночевки место в ближайших окресностях. Погода по-прежнему безобразная. Разравниваем площадки под палатки. Наши три палатки встали "впритык" и заняли весь гребень, который мы окрестили "Татьянины ночевки". Существуют и другие пути на этот гребень. Все они идут по скалам; нижняя часть - по снежно-ледовым склонам. Видимо, все они достаточно сложны и примерно равноценны, но при правильном выборе пути - достаточно безопасны. Выход же на лед наиболее удобен, наверное, с этого гребешка, 'с "Татьяниных ночевок".
Утром погоды нет, снег и туман чередуются с солнечными окнами. После некоторого выжидания, около 10.00 навешиваем веревку наклонных перил (около 30 град), и по ним поднимаемся на "висячий" ледник пер.Татьяна. Далее в связках по снежным мостам обходим, уклоняясь влево по ходу, зону больших трещин, и по глубокому снегу начинаем подъем. Кругом лежат большие обломки льда. Ледопад правее нас (по ходу) и чуть ниже. Погода плохая: туман, снегопад, появляется ветер и резкое колебание температур, видимо, находимся на границе атмосферных фронтов. После схода сильной лавины из мокрого свежего снега с кусками льда и камнями, сошедшей с левого (ор.) борта, которая пересекла почти весь желоб до правого борта, вы вынуждены были остановиться, хотя времени всего 14.00. Лагерь установили под ледовой стенкой, чуть поднявшись по правому (ор.) борту. Здесь относительно безопасно.
Утром погода более-менее установилась. Продолжаем движение в связках по довольно глубокому снегу; есть трещины. Через 5 час общего ходового времени выходим на перевал. Тур на скалах. Проходим по гребню влево по ходу до конца скал и начинаем спуск по снежнику, чуть уклоняясь вправо. Вскоре склон становится круче, появляются трещины и выходы льда. Вешаем 8 веревок наклонных перил, сначала прямо вниз, затем чуть влево по ходу в обход ледовых сбросов. Дальнейшее движение в связках по снежным склонам с закрытыми трещинами зигзагом, сначала вправо по ходу, затем влево вниз, на тело ледника. Ночуем на леднике, покрытом каменным чехлом.
Утром движемся влево вниз, пересекаем ледник и огибаем слева (ор.) по осыпному склону его висячий ледник. Выходим на морены л.Чакманташ.

8. Заключение по перевалу:

- пер. Татьяна при его полном прохождении (с л.Минжар на л. Чакманташ, а не траверсом через пер. 50 лет МАИ) является чрезвычайно опасным. Прохождение ледопада кажется нам чрезвычайно рискованным, а при данной погоде - невозможным - из-за постоянных ледовых обвалов;

- путь траверсом через пер. 50 лет МАИ вполне возможен при верном времени суток с учетом лавинной опасности, но сильно снижает техническую сложность перевала;

- при лучшей погоде перевал реально пройти за два дня;

- по имеющимся у нас данным, пер. Татьяна пройден в этом направлении (с л.Минжар на л.Чакманташ) и вообще по этому пути (в обход ледопада по скалам) впервые. Это наиболее безопасный и технически интересный путь. Мы оцениваем пройденный вариант пер. Татьяна в данных условиях ЗБ к.с.;

- возможен траверс по хребту с пер. Татьяна на пер. Конституции, что приведет к существенному сокращению расстояния без потери технически интересных участков; но при этом довольно долгое пребывание на высоте.

 

Перевал Конституции

Характеристика

Описание

1

Категория сложности:

2Б*

2

Высота:

5500 м

3

Перевал находится:

в южном отроге Заалайского хребта между вершинами 5860 и 5914

4

Соединяет:

л.Чакманташ и л.Кузгун

5

Ориентация склонов:

запад-восток

6

Характер перевала:

снежно-ледовый

7

Описание:

дается от Л.Чакманташ до верхнего течения л.Кузгун

От моренного кармана л.Чакманташ (левого ор.), где есть очень удобные площадки для ночевки рядом с большим камнем ( закрыто от ветра, тепло, камни, рядом ручьи с чистой водой ), начинаем подниматься по черному осыпному склону с большим количеством ручьев. Далее движемся по моренному карману, и через два перехода от л. Чакманташ выходим на ровные площадки из мелкой осыпи, укрытые моренами от ветра. Останавливаемся на ночлег. Место очень удобное, рядом много ручьев. Перевал отсюда хорошо виден. Дальше таких удобных для ночевок мест нет (фото ).
Рано утром (около 7.30) продолжаем движение. Через переход выходим на серединную морену. По ней около перехода. Далее продолжаем движение по снежному склону, без трещин, наискосок вправо к основанию кулуара (фото ). Пересекаем мощный лавинный вынос (с соответствующими мерами предосторожности). Цирк очень лавиноопасен, проходить его нужно в первой половине дня. По кулуару поднимаемся чуть больше получаса; под снегом тонкий слой камней, лежащих на льду.
Около 14 часов мы на перевале. Перевальная седловина снежная, широкая. Тур найти не удалось; видимо, его нет, хотя, возможно, он занесен снегом (фото ). Спуск по пологим закрытым ледникам (местами много трещин, но они обходятся) до л. Кузгун около 1.5 час (фото ).

8. Заключение по перевалу:

- на наш взгляд, категория сложности перевала завышена. Так в условиях прохождения она не составила более 2А. При меньшем количестве снега существенно может усложниться только прохождение перевального кулуара, но там будет не более 150м, которые потребуют либо движения в кошках, либо наклонных перил. При прохождении перевала перила и попеременная страховка не применялись. Средняя крутизна склонов около 30 град. Перевал даже при таком большом количестве снега, что сильно замедляет движение, проходится за один день;

- в то же время перевал повышенной опасности (лавинная и камнепадная);

- для прохождения перевала требуется стандартный набор специального снаряжения.

 

Фотоиллюстрации

1. Начало подъема на пер. Минжар.

2. Пер. Минжар с лед. Минжар.

3. Группа на пер. Минжар.

4. Спуск с левого (орографически) притока лед. Кузгун к заброске в кармане морены.

5. Пер. Минжар и лед. Кузгун с лед. Красина.

6. Ледник Минжар, пер. Татьяна, пер. Сынарджар, пер. Сыпучий.

7. Пер. Татьяна, пер. 50 лет МАИ с лед. Минжар.

8. Пер. Татьяна с лед. Минжар

9. Группа на пер. Татьяна.

10. Путь спуска с пер. Татьяна в сторону лед. Чакманташ.

11. Пер. Конституции с запада.

12. Перевал Конституции.

13. Группа на пер. Конституции.

14. Перевал Конституции.

15. Пер. Конституции и 50 лет МАИ с лед Кузгун.

16. Пер. Конституции и 50 лет МАИ с лед Кузгун.

17. Долина Минжар.

18. Долина Минжар.

19. Доина Минжар.

20. Пер.Сынарджар, пер.Сыпучий. Фото с подъема на пер.Минжар.

21. Пер. Конституции с лед. Кузгун.

22. Перевальный взлет пер. 50 лет МАИ с лед. Минжар.

23. Пер. Татьяна, пер. 50 лет МАИ с лед. Минжар.

24. Пер. 50 лет МАИ со стороны лед. Минжар.

25. Пер.50 лет МАИ. Вид с подъема .на пер.Сыпучий (лед.Минжар).

26. Пер. Дзержинского и Красина с лед. Красина.

27. Пер. Дзержинского с лед. Красина.

28. Группа на пер. Дзержинского.

29. Спуск с пер. Дзержинского на лед. Коман.

30. Панорама с лед. Коман.

31. Начало подъема на пер. Лачплесты со стороны лед. Коман.

32. Подъем на пер. 60 лет Октября со стороны лед. Коман.

33. Пер. 60 лет Октября с лед. Коман.

34. 

35. 

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

По тактическому построению и прохождению маршрута

1. На наш взгляд, пройденный маршрут логичен и достаточно безопасен, представляет определенный спортивный интерес.

2. При подготовке к походу в этом районе нужно учесть следующее:

- большинство перевалов в этом районе имеют высоту более 5000м, что требует от группы хорошей физической подготовки и соответствующего высотного опыта. Хорошие результаты дает предварительная высотная акклиматизация в другом районе, например, руководство походом невысокой категории, и остаточная акклиматизация, например, после восхождений и походов в мае;

- большую часть маршрута приходится идти в связках, что требует от них схоженности;

- из-за больших высот и глубокого снега нужно планировать не слишком большие дневные переходы; кроме того, существенно увеличивается расход бензина, так как приходится топить снег;

- интересен радиальный выход на пик Дзержинского (6700) с пер. Дзержинского, пройденный нашей группой; возможна промежуточная ночевка на площадках "6400";

- наиболее технически интересными в районе нам представляются перевалы Татьяна ЗА*, Лачплесты ЗА*, Киевская Русь ЗА. Мало посещаются такие перевалы, как Сырнарджар ЗА, Узловой 2Б, Красный 2Б, Западный 2Б. По этим перевалам в библиотеке МТЦТК мало информации;

- на наш взгляд, категория сложности некоторых перевалов завышена. Так, перевалы Минжар, Конституции, 60 лет Октября имеют категорию сложности 2А-2А*, а не 2Б; это требуется уточнить;

- необходимо уточнить также высоту перевалов Минжар и 50 лет МАИ; на наш взгляд, между ними меньший перепад высот (к сожалению, в группе не было альтиметра).

По снаряжению

При комплектовании снаряжения группами для похода в этом районе следует учесть:

1. Большую часть маршрута приходится идти в связках по закрытым ледникам, поэтому нужно иметь необходимое количество веревок даже для походов не очень высокой категории сложности.

2. Каждому из участников необходимо иметь 1-2 ледобура (для походов 4-5 к.с.).

3. Хорошо зарекомендовали себя лыжные палки для зондирования трещин и при движении по снежным и осыпным склонам.

4. Необходимо иметь снежный (фирновый) крюк (якорь).

5. В связи с большими высотами в районе очень холодно, поэтому каждому участнику необходимо иметь теплые куртки и брюки, высокогорные ботинки и теплые спальники. Можно рекомендовать использование бахил.

6. Следует особо отметить некоторое немного оригинальное снаряжение, применяемое группой:

- каркасная палатка из каландрированного капрона;

- самодельный автоклав из бидона; вес 1.2 кг. Нужно отметить, что в этом районе автоклав необходим.

 

 
 
 

  © Материалы, фото, дизайн СД 2001—2004
Hosted by uCoz